Идеи для маленького магазина

Автор: Алексей П. Категория: Полезные статьи Опубликовано: Просмотры: 3221

Средства массовой информации регулярно пророчат небольшим лавочкам скорое вымирание, однако ничего подобного не происходит. В Европе они благополучно выживают даже в тени столь популярных гигамаркетов. Давайте с помощью французских специалистов попробуем разобраться: что определяет успех магазина с маленькой площадью?

Главный критерий - близко к дому.

Исследование, проведенное социологическим агентством Iterdeco в 1999 году, показало, что покупатели в своей массе хотят невозможного. Им нравится комфорт и экономия времени в супермаркетах, но раздражает то, что крупные торговые центры, как правило, находятся далеко от дома. Чаще всего они расположены у транспортных развязок или в оживленных деловых районах, где много офисов.

- Каждый третий опрошенный считает, что в 5-10 минутах ходьбы от дома должен быть "маленький супермаркет", как бы нелепо это ни звучало, - говорит Франсуаза Ониак, руководитель социологического проекта INTERDECO.

Значит, небольшие магазины в жилых домах имеют достаточно шансов на успех. Вопрос лишь в том, чтобы разместить на маленькой площади много товаров и при этом не заслонить один другим.

Должен быть выбор, но не хаос

Если площадь магазина действительно мала, сконцентрируйтесь на идее ассортимента: продумайте, за каким именно товаром к вам приходят, и откажитесь от лишнего. Супермаркет может себе позволить "растечься" и предоставить максимальный выбор товара во всех сферах интересов покупателя. Ваше предложение должно касаться 1-2 таких сфер, и быть при этом ясным и четким.

Бывший страховой агент Франсуа Гарнье и его жена открыли в 1995 году писчебумажный магазин "Ordning&Reda" ("O&R"), в котором решено было продавать канцелярские принадлежности для офиса.

- Эту идею нам подал один наш друг, - рассказывает Франсуа Гарнье. - Мы поняли, что наш товар должен быть необходимым и вместе с тем оригинальным, красивым. Например, офисные принадлежности: папки, блокноты, бумага, держатели для ручек и карандашей и т. д. Наше кредо - яркие, естественные цвета и экологичность всей продукции. (Мы стремимся продавать те вещи, при производстве и утилизации которых не загрязнялась окружающая среда).

Через некоторое время магазины "O&R" площадью 50-80 м2 появились в нескольких европейских городах. Каждый квадратный метр приносит ежегодный доход 6 тысяч франков.

Ищите новые ниши, но не забывайте и о занятых

Чтобы предлагать максимум товаров или услуг при минимуме пространства и иметь при этом успех, надо находиться на волне моды. Кто-то черпает информацию об актуальном товаре в социологических фирмах, кто-то анализирует ситуацию самостоятельно.

Некоторые не хотят связываться с зыбкими предпочтениями публики, а напротив, выбирают уже, казалось бы, переполненный сектор рынка. Главное здесь - по-новому взглянуть на старую идею. Где, например, продавать цветы, как не в Париже? Жорж Барт, французский предприниматель, прекрасно понимал, что магазинов, торгующих всевозможным цветами, в городе уже более чем достаточно. И он открыл лавочку, которая предлагает только розы. Белые, чайные, розовые, алые, с лиловым оттенком, почти черные; крупные на длинном стебле; мелкие - по 10-20 цветков на ветке; совсем короткие - для низких ваз; пышные - для бутоньерок на свадебный костюм; строгие, с тесно свернутыми лепестками - для подарка на юбилей; пахнущие свежей зеленью и издающие тяжелый сладкий запах - в магазине Жоржа Барта можно найти любые розы. Он так и называется: "От имени розы".

- Особенность нашего заведения в том, что мы продаем самый символичный цветок на свете. Я даже горжусь тем, что во Франции из 20 000 участников "цветочного" рынка, делящих между собой ежегодно 12 миллиардов франков, только у нас есть своя концепция торговли, - объясняет Барт. - Наша задача - сделать розы более демократичным товаром. Как правило, эти цветы в обычных магазинах стоят дорого (правда, они высокого качества). Мы же продаем и непритязательные виды этого цветка, и розы на коротких стеблях, и с "некондиционной" листвой. Зато только у нас можно купить букет из 11 роз за 49 франков.

Используйте новые технологии

Если у вас в магазине мало места, это обстоятельство ни в коей мере не исключает богатства выбора. Новые технологии торговли позволяют решить проблему пространства: товар можно выставить не в зале, а в сети Интернет или просто сделать электронный каталог со множеством рисунков и фотографий. Банки данных, Интернет-магазины, каталоги - все это уже давно известно. Технический прогресс ведет к тому, что эти вещи становятся все доступнее, дешевле и проще в обращении.

Например, компания TITE-LIVE, торгующая аудио и видеопродукцией, восстановила базу данных SNEP - собрание звукозаписей одного из бывших фонографических издательств - и поставила использование этой базы на коммерческую основу. Теперь в распоряжении компании - 140000 записей. Система поиска позволяет найти любую композицию по названию, по имени автора или певца, чтобы затем переписать ее для себя. Право постоянного пользования системой продается за 4 тысячи франков, а один месяц такого удовольствия стоит 400 франков. Услуга доступна в магазине и продублирована в Интернете.

Подробнее об электронном каталоге

Как уже говорилось, это хорошее средство обогащения выбора. Электронные каталоги делаются в дизайнерских фирмах, для этого применяют и двухмерную и трехмерную графику. Мебель, одежда, живопись, ткани - все это можно представить частью в торговом зале и полностью - в каталоге. Очень важно, что электронная версия на компьютере в магазине или просто альбом с фотографиями показывают всю цветовую гамму, например, аксессуаров для мебели. Цвет очень часто служит определяющим фактором покупки.

Витрина. Торговое оборудование.