Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга

Автор: Алексей П. Категория: Полезные статьи Опубликовано: Просмотры: 149

Название мерчендайзинга (merchandising) идет от английского merchandise — торговать, окончание -ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как важное средство коммуникаций.

Планировка магазина является одним из основных элементов мерчендайзинга. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие — размещение торгового оборудования, его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и др.

Атмосфера магазина должна соответствовать его имиджу и общей стратегии, а дизайн способствовать принятию решения о покупке. Прежде всего, следует выделить целевого покупателя и разработать концепцию магазина, удовлетворяющую его потребностям. Специалисты розничной торговли считают, что магазин это театр: стены и пол представляют собой сцену, освещение, прилавки и визуальные средства коммуникации, такие как дисплеи, — это декорации, а роль актеров играют товары.

В качестве примера можно привести центральный магазин «Детский мир». Секция игрушек — самая большая, она расположена в центре зала на первом этаже и имеет несколько входов. В центре зала бесплатная детская карусель. На горках, стеллажах, в корзинах, на полу расположено множество игрушек разных стран-производителей. Каждую игрушку можно потрогать, внимательно рассмотреть. На экранах телевизоров, установленных в зале, показываются механические игрушки, играющие дети. Под потолком летает «Баба-Яга» на вертолете. В зале звучат «детские» мелодии. Всюду царит атмосфера детского праздника. Надо быть очень решительным родителем, чтобы, придя с ребенком в этот магазин, суметь увести его с первого этажа и не купить какую-либо игрушку.

В целом понятие концептуального магазиностроения (shopfitting) подразумевает комплексный подход к организации торгового розничного предприятия и включает в себя:

1. определение концепции магазина;
2. определение целевой аудитории;
3. позиционирование магазина;
4. соблюдения правил проектирования торговых площадей;
5. цветовое решение секций торгового зала;
6. дополнительные мероприятия, стимулирование сбыта.

Первые три этапа выполняются в рамках решения маркетинговой задачи. Правила проектирования торговых площадей предусматривают соблюдение различных требований к планировке в зависимости от совокупности экономических и коммерческих требований. Сегодня работники торговли понимают важность такого мерчендайзингового мероприятия, как планировка магазина и используют разные приемы, чтобы заставить покупателя походить по магазину и обратить его внимание на представленные товары.

Один из московских магазинов располагался на 2 этаже с входом по отдельной боковой лестнице из общего холла. Первый этаж занимал другой магазин, его вход был более удобным. Посетители посещали в основном магазин на 1 этаже, а до магазина на 2 этаже доходила лишь небольшая часть из них.

В результате администрация магазина применила следующие решения по мерчендайзенгу: было изменено освещение лестницы и входа таким образом, чтобы 2-ой этаж был более привлекательным. На стратегически важном для восприятия месте была повешена яркая, привлекающая внимание реклама, которую покупатель мог прочитать целиком только поднявшись на 2-3 ступеньки вверх. Затем он видел новую рекламу с привлекательными коммерческими предложениями (льготы, скидки, лотереи), повешенную по такому же принципу. К тому же по мере поднимания вверх по ступеням усиливался едва уловимый запах «ароматизированных палочек», расположенных таким образом, что запах внизу почти не ощущался, а на середине лестницы был приятно ощутим.

Сам магазин архитектурно разделялся на две половины аркой и покупатели редко посещали вторую половину магазина. Рядом со входом была сооружена полустена, которая зрительно не мешала входу, но изнутри магазина «скрывала» выход. На эту полустену был повешен своеобразный «указатель», который дополнительно переключал внимание покупателей на арку и второй зал. Снаружи и внутри арки была создана контрастная полутоновая подсветка, которая завершалась на витринах и прилавках.

Дополнительно к этому перед аркой была освобождена от товаров часть торговой площади, что также позволило не отвлекать внимание от арки. Внутри второго зала была проведена перепланировка витрин и прилавков таким образом, чтобы покупатель видел каждую из секций, но не целиком. Были внесены изменения как в порядок секций, так и в ассортимент товаров.

В результате этих преобразований прибыль магазина выросла на 70%.

Т. Парамонова
Журнал "Практический маркетинг"

Более подробно о мерчендайзинге Вы можете узнать в книге
"Сервис в торговле" , Книга 2

"ИСКУССТВО ТОРГОВАТЬ ИЛИ СЕКРЕТЫ МЕРЧАНДАИЗИНГА"
O.A. Семин, В.А. Сайдашева, В.В. Панюкова